Добрейшего, камрады, сегодня у нас урок математики. Если вы, как и я, спали на этом предмете в школе, то мужайтесь.
Речь пойдет о драме "Человек, который познал бесконечность". Под лирическим названием скрывается экранизация судьбы великого математика Сриниваса Рамануджана (да, имя я не набирал, а вставил копипастом)
Прочитав эти строки, некоторые из вас сразу же закроют этот пост.
Оставшимся сообщаю: сегодня Павиан попытается играть не на своем поле, математика для меня сродни китайской азбуке - я злостный гуманитарий, мне литературу и искусство подавай, да языком почесать...
И что поделать, если в киноискусстве недавно прописалась точная наука?
Я морщусь, сжимая в кулаке самолюбие, и говорю себе слова Маугли:
"Мы принимаем бой!".
Чтобы вы вообще как-то прониклись темой, покажу вам следующее:
Это пример одного из красивейших(!!!) уравнений Рамануджана. А еще весьма известна формула вычисления числа , полученная этим математиком в 1910 году путём разложения арктангенса в ряд Тейлора:
Эй!
Не, не, давайте, рассмотрите это, чего сразу дальше читать стали!
Просто рассмотрите.
И наслаждайтесь.
Если вы чувствуете приближение оргазма, то поздравляю, вы математик!
Но если вы на эту формулу смотрите парнокопытным взглядом, нижняя губа отвисла и с нее тянется слюна недоумения, то... мы с вами одной крови.
А можно ли как-нибудь обойтись без всяких формул и уравнений?
Я был бы рад кивнуть, но наш фильм - нет.
Дев Патель, тот самый миллионер из трущоб, вернулся к нам в знакомом образе бедного индуса. Но уже под именем Рамануджана. Смуглый тощий юноша со взором горящим удивлял всех гениальностью еще в родной Индии. То есть как удивлял, он просто вводил всех в ступор, показывая свои формулы.
Обычному человеку, интересоваться делами Рамануджана себе дороже, ибо любой из этих невинных вопросов:
"А что ты пишешь?"
"Чем увлекаешься?"
"А че у тебя там в сумке?"
"А о чем ты думаешь?"
...и так далее... Короче, любой подобный вопрос заставит Рамануджана достать из сумки свои записи и показать. После чего он еще и спросит: "Вы понимаете, что здесь написано?" Никто, конечно, не понимает и возвращает вопрос: "И что же ты написал?" - не знаю...
Да, камрады, ранний Рамануджан не всегда ведал, что творил. Поэтому мечта у него была проста: показать записи всему миру, чтобы кто-нибудь смог понять и оценить его труды. Наш герой без устали строчил письма разным профессорам, прикладывая свои цифры.
Вот пара крутых английских математиков (Джереми Айронс и Тоби Джонс) заинтересовались записями и между ними произошло такое обсуждение:
- Он использует интеграл, теории бесконечности и бог знает что...
- Самое интересное - это бесконечные ряды, они меня сразили
- Держу пари, это гипергеометрический ряд...
Услышав такое, я способен произнести только две буквы: ЧО?
Добрую треть фильма я чувствовал себя полудурком, кадры кипели эмоциями цифр, а слова - математическими терминами.
Вот еще, например, Рамануджан восторженно произносит:
"Я даже обнаружил функцию, которая состоит из простых чисел, меньше икса, в виде бесконечного ряда!"
Да ты че, брат! Меньше икса? Серьезно? Да ладно!
Вот так, дорогой зритель, скидок тебе не будет. Придется либо сопереживать и делить восторги с Рамануджаном, либо тупить в ожидании привычной человеческой драмы.
В жизни гениального математика не было офигенских приключений или поворотов, достойных мыльной оперы. Судьба Рамануджана оказалась непростой, но все же недостаточно заковыристой для Голливуда. Ну что поделать, это ж биография, причем биография науки через призму человеческой жизни.
Выдумывать для Рамануджана интересный сюжет - будет уже враньем, а создатели старались следовать правде. Ну и правильно.
После первой трети фильма, развернется человеческая драма. И смотреть становится гораздо интереснее, потому что я например, привык сопереживать людям, а не уравнениям, требующим доказательств.
Здесь тоже есть свои особенности. У Рамануджана был тернистый путь к признанию. Он жил математикой, в жертву которой принес все. Поэтому все, что с ним происходило, какие бы решения он не принял - все это ради науки. Нашему сытому и ленивому поколению понять такие вещи тяжело - мы покрутим пальцем у виска и заключим: "больной какой-то".
Создатели фильма будто имели это в виду и постарались романтизировать науку, чтобы стать ближе для зрителя. В фильме встречаются мысли религиозного толка, например:
"Уравнения для меня важны, только если они выражают мысли бога".
или:
"Мы ничего не изобретаем, все уже изобретено и тайны просто открываются перед умным человеком".
В итоге получилась хоть и трогательная, но своеобразная история. Это кино не попсовое, рассчитанное на узкий круг зрителей. Только они могут дать ему наивысшую оценку. В широком прокате такому фильму грозит провал, что с ним, собственно, и случилось.
Сам фильм по качеству очень даже ничего. Актерская игра хороша, костюмы и декорации - тоже. Идеальный формат для такой картины - закрытые показы и какие-нибудь фестивали независимого кино. Потому что математика и люди, ей преданные - не из мира попсы.
В заключение, приведу высказывание Харди о результатах работ Рамануджана:
«Они должны быть истинными, поскольку если бы они не были истинными, то ни у кого не хватило бы воображения, чтобы изобрести их».
Хорошо сказано.
На этом и закончим.
Речь пойдет о драме "Человек, который познал бесконечность". Под лирическим названием скрывается экранизация судьбы великого математика Сриниваса Рамануджана (да, имя я не набирал, а вставил копипастом)
Прочитав эти строки, некоторые из вас сразу же закроют этот пост.
Оставшимся сообщаю: сегодня Павиан попытается играть не на своем поле, математика для меня сродни китайской азбуке - я злостный гуманитарий, мне литературу и искусство подавай, да языком почесать...
И что поделать, если в киноискусстве недавно прописалась точная наука?
Я морщусь, сжимая в кулаке самолюбие, и говорю себе слова Маугли:
"Мы принимаем бой!".
Чтобы вы вообще как-то прониклись темой, покажу вам следующее:
- , где
Это пример одного из красивейших(!!!) уравнений Рамануджана. А еще весьма известна формула вычисления числа , полученная этим математиком в 1910 году путём разложения арктангенса в ряд Тейлора:
Эй!
Не, не, давайте, рассмотрите это, чего сразу дальше читать стали!
Просто рассмотрите.
И наслаждайтесь.
Если вы чувствуете приближение оргазма, то поздравляю, вы математик!
Но если вы на эту формулу смотрите парнокопытным взглядом, нижняя губа отвисла и с нее тянется слюна недоумения, то... мы с вами одной крови.
А можно ли как-нибудь обойтись без всяких формул и уравнений?
Я был бы рад кивнуть, но наш фильм - нет.
Дев Патель, тот самый миллионер из трущоб, вернулся к нам в знакомом образе бедного индуса. Но уже под именем Рамануджана. Смуглый тощий юноша со взором горящим удивлял всех гениальностью еще в родной Индии. То есть как удивлял, он просто вводил всех в ступор, показывая свои формулы.
Обычному человеку, интересоваться делами Рамануджана себе дороже, ибо любой из этих невинных вопросов:
"А что ты пишешь?"
"Чем увлекаешься?"
"А че у тебя там в сумке?"
"А о чем ты думаешь?"
...и так далее... Короче, любой подобный вопрос заставит Рамануджана достать из сумки свои записи и показать. После чего он еще и спросит: "Вы понимаете, что здесь написано?" Никто, конечно, не понимает и возвращает вопрос: "И что же ты написал?" - не знаю...
Да, камрады, ранний Рамануджан не всегда ведал, что творил. Поэтому мечта у него была проста: показать записи всему миру, чтобы кто-нибудь смог понять и оценить его труды. Наш герой без устали строчил письма разным профессорам, прикладывая свои цифры.
Вот пара крутых английских математиков (Джереми Айронс и Тоби Джонс) заинтересовались записями и между ними произошло такое обсуждение:
- Он использует интеграл, теории бесконечности и бог знает что...
- Самое интересное - это бесконечные ряды, они меня сразили
- Держу пари, это гипергеометрический ряд...
Услышав такое, я способен произнести только две буквы: ЧО?
Добрую треть фильма я чувствовал себя полудурком, кадры кипели эмоциями цифр, а слова - математическими терминами.
Вот еще, например, Рамануджан восторженно произносит:
"Я даже обнаружил функцию, которая состоит из простых чисел, меньше икса, в виде бесконечного ряда!"
Да ты че, брат! Меньше икса? Серьезно? Да ладно!
Вот так, дорогой зритель, скидок тебе не будет. Придется либо сопереживать и делить восторги с Рамануджаном, либо тупить в ожидании привычной человеческой драмы.
В жизни гениального математика не было офигенских приключений или поворотов, достойных мыльной оперы. Судьба Рамануджана оказалась непростой, но все же недостаточно заковыристой для Голливуда. Ну что поделать, это ж биография, причем биография науки через призму человеческой жизни.
Выдумывать для Рамануджана интересный сюжет - будет уже враньем, а создатели старались следовать правде. Ну и правильно.
После первой трети фильма, развернется человеческая драма. И смотреть становится гораздо интереснее, потому что я например, привык сопереживать людям, а не уравнениям, требующим доказательств.
Здесь тоже есть свои особенности. У Рамануджана был тернистый путь к признанию. Он жил математикой, в жертву которой принес все. Поэтому все, что с ним происходило, какие бы решения он не принял - все это ради науки. Нашему сытому и ленивому поколению понять такие вещи тяжело - мы покрутим пальцем у виска и заключим: "больной какой-то".
Создатели фильма будто имели это в виду и постарались романтизировать науку, чтобы стать ближе для зрителя. В фильме встречаются мысли религиозного толка, например:
"Уравнения для меня важны, только если они выражают мысли бога".
или:
"Мы ничего не изобретаем, все уже изобретено и тайны просто открываются перед умным человеком".
В итоге получилась хоть и трогательная, но своеобразная история. Это кино не попсовое, рассчитанное на узкий круг зрителей. Только они могут дать ему наивысшую оценку. В широком прокате такому фильму грозит провал, что с ним, собственно, и случилось.
Сам фильм по качеству очень даже ничего. Актерская игра хороша, костюмы и декорации - тоже. Идеальный формат для такой картины - закрытые показы и какие-нибудь фестивали независимого кино. Потому что математика и люди, ей преданные - не из мира попсы.
В заключение, приведу высказывание Харди о результатах работ Рамануджана:
«Они должны быть истинными, поскольку если бы они не были истинными, то ни у кого не хватило бы воображения, чтобы изобрести их».
Хорошо сказано.
На этом и закончим.
Комментариев нет:
Отправить комментарий