воскресенье, 8 ноября 2015 г.

В режиме бога (о фильме "Разлом Сан-Андреас", 2015)

Посмотрите на это лицо
Дуэйн (Скала) Джонсон. Что ждать от актера, который выглядит так, словно может крошить кирпичи пальцами? Ничего неожиданного. 
Джонсон - это спойлер любого фильма. С ним хэппи-энд неизбежен и эпичен, а непредсказуемость отсутствует как явление.

Джонсон - это локомотив, который может снести любое препятствие на своем пути, но дорога лежит по рельсам. Вот и сюжет "Разлом Сан-Андреас" ему под стать, линейный, предсказуемый, с набором штампов.


Геройский герой

- Говорят, что вы спасли 600 человек, - произнесла журналистка в самом начале фильма, когда брала интервью у спасателя Рэя.
Рэй отвлекся от управления вертолетом и скромно ответствовал: 
- Это моя работа, мэм.
И тут же продемонстрировал свою работу, направив вертолет в расщелину скалы, где геройски спас 601-го человека. Свидетели такой крутизны 
просто описались.

Я не знаю, что такого должно случиться в мире, чтобы создать трудности главному герою. Видимо об этом задумались и создатели фильма. 
В результате измышлений родилась идея офигительного землетрясения, движения тектонических плит земли и громадного разлома земной коры.
Размах катастрофы производит впечатление. Американцы преуспели в киношном уничтожении своей страны - все летит в тартарары. 
Поэтому любители фильм-катастроф могут быть довольны. На спецэффектах киношники не сэкономили.

Глядя на происходящее, понимаешь, что у Рэя работы резко прибавится. Ведь он пилот спасательного вертолета, спас 601 человека, почему бы не пойти на рекорд и не прибавить к этой цифре три ноля?
Мама, папа, я - дружная семья

Но нет, несмотря на жанр и визуальный ряд, в основе повествования положена мелодрама, а потому все личное - это центр вселенной, а гибнущие вокруг люди - скорее обрамление.
И если "Крепкий орешек" Джон Маклейн "припасал" спасение родных на десерт, то герой Джонсона спасает семью, а остальных - между делом, словно случайно.

Да, в жизни так и бывает, но на экране такая правдивость нужна лишь тогда, когда сам фильм отражает реальность (пример - "Невозможное", 2012 г). А здесь всего лишь залихватский экшен, густым слоем положенный на мелодраму. И какая она, эта мелодрама?

Создатели фильма, отрисовывая катастрофу, похоже так увлеклись, что бросили эту мелодраму на произвол судьбы. Характеры персонажей незатейливы и судьбу каждого из них можно предсказать мгновенно.

Тут позабавило то, что Александра Даддарио, играющая дочку Рэя, оказалась бледнолицей и голубоглазой. Не нужно быть гением генетики, чтобы понять маловероятность получения такой внешности, когда твой родитель - мулат с доминантными генами.
Ну да ладно, в фильме есть ляпы позначительнее.
Дряблость мелодраме придают и многочисленные штампы. Мы уже тысячу раз слышали одинаковые фразы, навроде "давайте выбираться отсюда"; "все будет хорошо, я обещаю"; "да поможет вам бог" и т.д.
И мы уже видели, что дочь своей крутостью пошла в отца. А еще знаем, что у главного героя может быть психическая травма из прошлого, от которой он избавляется через испытание настоящим.

И ты не веришь этой банальщине. 

А когда герои, на фоне разрухи и смертей, сидят и пускают розовые сопли, ностальгируя о былом - становится даже неприятно.



В режиме бога

Несмотря на буйство красок, развернутая катастрофа выглядит декорацией к мелодраме. Смерть давит людей, как муравьев, тщательно соблюдая субординацию по отношению к неприкасаемым.
У катастрофы есть свои границы - трещина в земле обязательно пройдет в паре метров от того, кому суждено дожить до финала. Любая конструкция будет стоять до тех пор, пока неприкасаемые находятся в зоне обрушения. 

Причудливость происходящего, избирательность беды - все это хоронит зрительское сопереживание. Тебя не волнует то, что должно. И ты больше думаешь о бедных статистах, ведь у героев все хорошо, в крайнем случае, они получат красивую царапинку.

А Дуэйн Джонсон просто был в режиме бога.
(в режиме бога - геймерское определение, когда персонаж компьютерной игры получает бессмертие и все плюшки. прим. Павиана) 
Что он ни делал - все выглядело мегакруто. И нереально, разумеется. Видимо, недавняя роль Геракла наложила отпечаток.

Ладно, че-то я заболтался сегодня... Пора подвести итог. А он простой: только ради спецэффектов.

P.S.
- И что дальше? - спросила жена Рэя, положив голову ему на плечо и глядя на урожай стихии
- Заново все построим! - убежденно кивнул ей Рэй и они оба пошли прочь... наверное начинать строить

Комментариев нет:

Отправить комментарий